Один из самых лучших пилотажных самолетов в мире — Як-55 в аэроклубе Альпиавиа! В нашем аэроклубе в дополнение к уже имеющемуся пилотажному самолету Pioneer 330 Acro, появился новый пилотажный самолет Як-55.
Як-55 — одноместный спортивно-пилотажный самолёт, разработанный в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1979 году.
Впервые на этом самолёте применено симметричное крыло, установленное без угла атаки, ось вектора тяги совмещена с хордой крыла. Такая контрукция крыла упростила выполнение многих фигур высшего пилотажа, начиная с обычных «бочек» и кончая сложными фигурами на вертикалях: «колокол», «абракадабра», положительные и отрицательные штопорные «бочки». Конструкция крыла была запатентована и на её основе в 1980-х годах выпускались многие спортивные самолёты США, ФРГ, Австрии и Франции. Первый полёт прототипа состоялся в мае 1981 года.
Як-55 представляет собо одноместный моноплан с среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля. Шасси неубирающееся, трёхопорное с хвостовой опорой. Основные стойки рессорного типа выплолнены из титанового сплава ВТ-23. На самолёте установлен поршневой звездообразный 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П с воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Пилотажно-навигационный комплекс боpтового обоpудования обеспечивает пилотиpование самолета днём в пpостых метеоусловиях.
На чемпионатах мира по высшему пилотажу 1982 и 1986 годов сборная СССР выступала на Як-55. В 1985 году были модернизированы крыло и элероны и в таком виде самолёт был запущен в серийное производство на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс».
Весной 1989 года в ОКБ начались работы по модернизации самолёта. На самолёте были уменьшены размах и площадь крыла, увеличена площадь элеронов. Всё это позволило увеличить угловую скорость вращения самолёта до 6 рад/с. Скорость горизонтального полёта выросла на 10 км/ч. Для снижения усилий на ручку управления были установлены выносные аэродинамические компенсаторы. Для уменьшения длины пробега на самолёте были установлены новые колёса с более эффективными гидравлическими тормозами. Были также изменены форма и конструкция фонаря.
Работа по модернизации была проведена в сжатые сроки. Первый полёт Як-55М состоялся в мае 1989 года, а в июне сборная СССР уже выступала на нём на чемпионате Европы в Чехословакии. Спортсменка С.Кабацкая завоевала на нём чемпионский титул.
Всего было изготовлено 214 самолётов Як-55 и Як-55М. Поставлялся на экспорт в США (более 50 самолётов). На базе Як-55М разработан учебный самолёт Як-54.
Модификации самолета:
- Як-55 — базовый. Первый полёт в мае 1981 года. В 1985-1991 годах изготовлено 108 самолётов.
- Як-55М — модернизированный. Отличается крылом уменьшенного размаха, увеличенной площадью элеронов. Первый полёт в мае 1989 года. В 1991-1993 годах изготовлено 106 самолётов. В 1996 году выпущено 7 комплектов деталей для сборки в США.
- Як-54 — двухместный учебно-тренировочный на базе Як-55М. Первый полёт 23 декабря 1993 года.
Самолет предназначен для тренировки лётчиков-спортсменов и выступлений на соревнованиях по высшему пилотажу. На этом самолете российские летчки добились многочисленных побед в международных соревнованиях.